Что собой представляют откатные ворота?
Откатные ворота — это наиболее распространенная конструкция, устанавливаемая при въезде на территорию промышленных предприятий. Их популярность вызвана неприхотливостью к условиям эксплуатации, пригодностью к автоматизации, способностью перекрывать широкие (более 4 метров) проемы.
Устройство откатных ворот различно. Известны следующие виды: с нижним расположением рельса, подвесные и консольные. Традиционными являются откатные подвесные ворота: их конструкция представляет собой полотно с роликами, перемещающееся по профилю, расположенному выше конструкции. Нередко используются и опорные раздвижные конструкции — с расположенными на грунте салазками, по которым перекатываются створки.
Содержание
Особенности откатных конструкций
Раздвижными подвесными воротами на протяжении десятилетий были оборудованы все автобазы страны. Их недостаток — наличие над створом балки, которая ограничивает проезд по высоте. Стремление устранить влияние негативного условия путем увеличения их размера приводит к их массивности и выражается в высокой стоимости. Надежность конструкции нареканий не вызывает: многие экземпляры работают до сих пор.
Откатные гаражные ворота с опорным механизмом пропускают машины любых габаритов, но требуют тщательного обслуживания. Салазки, утопленные в грунт, систематически забиваются, засоряются. Непогода — настоящее испытание для раздвижного опорного механизма: в зимний период ролики по заметенному снегом профилю не двигаются.
Консольные откатные металлические ворота воплотили в себе все достоинства скользящих вдоль стены полотен. Само транспортирующее и приводное устройство крепится на одной из примыкающих стен. Движущаяся рама оборудована несущей балкой, которая выступает далеко за створ ворот. Балка выполняет, с одной стороны, роль противовеса, а с другой, транспортировочного механизма: она перемещается вместе с полотном створок.
Конструкции консольных ворот
Консольные откатные ворота обладают значительной массой, поэтому все элементы конструкции должны быть выполнены с достаточным запасом прочности. Откатные ворота консольного типа нуждаются в мощном фундаменте, который мог бы выдерживать усилие на изгиб и разрыв.
Второй особенностью откатных конструкций является необходимость наличия свободного пространства вдоль стены, достаточного для перемещения полотна. При проектировании ворот учитывают отсутствие препятствий в горизонтальной и в вертикальной плоскостях. Наличие возвышающегося рельефа рядом с точкой монтажа откатных ворот является препятствием для строительства: необходимо будет проводить выравнивание поверхности, перемещение направляющего профиля должно совершаться свободно.
Конструкция откатных ворот включает несущую и подвижную части. Несущая состоит из фундамента, включающего монолитную армированную плиту и две опорные сваи, на которых впоследствии крепятся ролики. Фундамент закладывают с внутренней стороны участка: его глубина под опорами составляет 1,8 м; плита залегает на уровне 0,4 м.
Сваи под опоры могут быть выполнены из бетона. В этом случае в почве отрывают две скважины глубиной до 2,2 м. На дно помещают слой песка, сверху — щебень (гравий), устанавливают две асбестовые трубы, обмазанные гудроном, битумом. Во внутреннюю часть помещают 2-3 прутка, после чего заливают сваю бетоном — со всех сторон. Можно смонтировать откатные ворота на винтовых сваях.
Основа подвижного полотна — рама, к которой по всей длине приварена балка: труба, швеллер или другой профиль. Общая длина балки в полтора раза больше длины полотна. На опорах, невидимых с улицы, установлены две каретки с роликами, по которым перемещается хвостовик балки.
Механические въездные ворота в качестве привода используют мускульную энергию. Существуют схемы, в которых роль силовой установки выполняют электрические двигатели. Если оборудовать установку блоком управления, устройство будет полностью автоматизировано.
Полотна откатных агрегатов
Опорная часть ворот всегда одинакова. Подвижная рама и полотно могут различаться. Откатные ворота изготавливают с учетом решения конкретных задач: декоративной привлекательности, закрытости (с сохранением минимального веса), обеспечения заданной прочности, устойчивости к термическому воздействию. При въезде на участок загородного дома или на площадку производственного объекта могут быть смонтированы ворота откатные различных типов.
Ворота с прозрачными полотнами — открытого типа, с глухой поверхностью — закрытого. В зависимости от материала могут быть деревянные, металлические, сборные.
Высокими декоративными качествами отличаются кованые откатные ворота. Это открытая модель: на унифицированной раме установлено полотно, по которому выполнена художественная ковка. При необходимости ворота могут быть оборудованы калитками.
Деревянные откатные ворота изготавливаются в целом из деревянного массива или обшиваются панелями. Деревянные элементы перед установкой подвергаются химической обработке: бактерицидной, термостойкой. Сборные откатные ворота в составе полотна могут содержать кованые элементы.
Пользуются спросом у промышленных компаний въездные откатные ворота из сэндвич-панелей. Многослойное полотно отличается легкостью и прочностью. Наружные металлические листы обеспечивают противодействие механическим нагрузкам. Внутренний наполнитель выполняет защитные функции. Внешний вид этой модели впечатляет массивностью, закрытостью. На самом деле конструкция полотна отличается легкостью благодаря пенопластовой сердцевине. Функциональность механизма повышают ворота с калиткой внутри.
Противопожарные откатные ворота также используют многослойное полотно. В качестве заполнителя применяются минеральные негорючие составы. Производство ведется с учетом требований к устойчивости полотен, изложенным в ГОСТе России и международного стандарта ISO. Толщина панели может достигать 70-100 мм. Кроме минеральных и металлических листов в конструкции полотен применяют асбест. Импортные сэндвич-панели, в соответствии с ISO, в качестве наполнителя могут содержать минералы с полимерными клеевыми массами.
Габариты всех противопожарных откатных ворот делают по отношению к стеновому проему завышенными: с каждой стороны к полотну добавляют по 75-150 мм. Откосы стен и полотна ворот оснащаются уплотнителями со сложным профилем с целью ограничить распространение огня, дыма и температуры.
Откатные ворота с калиткой выполняются с учетом следующей особенности: их элементы не должны перекрывать проход.
Поэтому балки должны крепиться либо выше человеческого роста, либо по нижнему срезу ворот.
Противопожарные откатные ворота во всех случаях выполняются автоматизированными. Для блокирования створок в открытом состоянии применяют электромагниты. Кроме датчиков, использующих электрические схемы, устанавливают механические блокираторы. Механическая система автоматического закрывания для блокирования усилий по открыванию и закрыванию полотен использует противовес. Каждый противовес размещен в закрытых емкостях с учетом требований пожарной безопасности.
Виды ворот различают по количеству полотен и секций в них. Перемещаться секции могут в одну или обе стороны. Двухстворчатые откатные ворота используют двойной роликовый механизм, поэтому отличаются по стоимости и трудоемкости монтажа. В них могут использоваться калитки и телескопические створки — секции, сдвигающиеся к одной стороне — базовой.
Роликовые механизмы
Откатный роликовый транспортировочный узел состоит из элементов:
- направляющего профиля;
- двух консольных кареток;
- концевых улавливаемых колес;
- фиксатора концевого колеса;
- верхней ограничивающей скобы.
Консольная каретка — это остов с качающейся платформой, оборудованной четырьмя парами роликов. Высота расположения роликов различна: крайние пары несколько смещены по вертикали относительно центральных роликов. Такая установка необходима для гашения продольных колебаний полотен ворот при движении: качающаяся каретка будет занимать оптимальное положение при отклонении от равновесного положения.
Концевые фиксирующие ролики установлены по краям рамы: на полотне и хвостовике. Когда рама занимает крайнее открытое или закрытое положение, концевые ролики вкатываются в улавливатели, встроенные в фундаментную плиту. Их функция — поддерживать ворота, не позволяя им провиснуть. Все опорные и колесные механизмы регулируются по высоте.
Ремонт элементов
Возможный дефект откатных ворот, который способен препятствовать эксплуатации, — это криволинейность направляющей балки и секций. Ремонт балки нецелесообразен: ее обычно меняют. Секции, полотна ворот чаще выполняют декоративную роль — это несомый элемент. Поэтому косметический ремонт полотна должен выполняться регулярно.
Единственные механизмы, которые могут выйти из строя, — это двигатель и система управления. Замене эти устройства, как правило, не подлежат.
Заключение по теме
Чтобы ворота откатные функционировали долго, необходимо при их изготовлении учесть все технические требования. До того как выбрать откатные ворота, желательно составить их проект, рассчитать параметры устойчивости элементов ворот к нагрузкам, провести планировку на местности.