Гаражная смотровая яма
Как должна быть обустроена смотровая яма в гараже? Этот вопрос волнует многих автолюбителей. Как правило, гараж — это такое место, в котором размещается не только автомобиль, но и прочие запасные части от него, а также все необходимые инструменты для мелкого ремонта или диагностики машины. Грамотно обустроенная смотровая яма станет замечательным дополнением в гараже, став незаменимым помощником для автолюбителя при осмотре и небольшом ремонте днища машины без вложения значительных денежных затрат на услуги специалистов в СТО (станция технического обслуживания).
Сущность проблемы
Чем шире и свободнее будет помещение гаража, тем комфортнее будет расположить в нем все самое необходимое. Однако самые оптимальные размеры гаража для одной машины будут иметь следующие параметры: в длину − 6 м и в ширину − 4 м, с высотой в 2,5 м.
При строительстве гаража рекомендуется предусмотреть объединенный вариант смотровой ямы с подвалом. Это весьма удобно и практично, а главное — застройку можно выполнить самостоятельно. Для этого потребуется определиться с местом строительства гаража и приобрести необходимые для этого материалы.
Строительство автогаража своими руками, имеющего погреб и смотровую яму, будет обозначено следующими стадиями:
- Эскиз гаража со всеми размерами.
- Разметка полученных размеров под земляные работы участка.
- Выкапывание котлована для погреба и смотровой ямы.
- Укладывание фундамента и гидроизоляции.
- Обустройство пола погреба, смотровой ямы и самого гаража.
- Укладка перекрытий и их утепление (например, пенополистиролом).
- Монтаж крыши гаража и системы вентиляции.
- Обустройство освещения и прочих электрических приборов.
Возможные материалы
Для стен гаража принято использовать пеноблоки, шлакоблоки или кирпичи. Однако наиболее надежным материалом для стен гаража с погребом является бетонный блок, если автогараж располагается не на территории гаражного кооператива или не на своем придомовом участке. Бетонные блоки наиболее крепкие, надежные, однако весьма редко применяются в качестве строительного материала − в силу своей дороговизны. Альтернативой в данном случае послужит укладывание стенок гаража с ямой шлакоблоками в два ряда.
Перекрытия погребов очень часто собирают из сборных железобетонных плит, а стенки — из монолитного бетона. Ширина погреба, как правило, соответствует ширине автогаража, поэтому стены погреба являются одновременно и фундаментом под стенки наземного строения.
В качестве распространенного гидроизоляционного материала используется полиэтилен. Однако погреб и смотровая яма, гидроизолированные битумным материалом или полимерной мембраной, станут наиболее долговечными и надежными защитными слоями от воздействия постоянной влаги, исходящей от грунта. Так как хранение продуктов в погребе требует поддерживать в помещении не только постоянную температуру, но и соответствующий уровень влажности.Полы, учитывая размеры смотровой ямы в гараже, выполняют из надежного и устойчивого материала − бетона, асфальтобетона или сборных бетонных плит.
Для покрытия крыши применяют шифер или металлический профнастил, а в качестве потолочного перекрытия применяют железобетонные многопустотные плиты с использованием защитного слоя из мелкого гравия и пластов рубероида на битумной мастике.
Особенности строительства гаража с подвалом
Для ремонта автомобиля в домашних условиях смотровая яма имеет следующие нормы: в длину − 150 см, в ширину − 80 см, а в глубину — по усмотрению владельца гаража, но не меньше 120-150 см. Яма должна быть оборудована приставной металлической лестницей-стремянкой, покрытой масляной краской от коррозии, необходимой для безопасного спуска внутрь. По толщине стенки погребов и смотровой ямы выполняют равными от 120-150 мм, а днища — примерно в 100 мм.
Гараж с подвалом, оборудованный смотровой ямой по периметру ямы должен иметь колесоотбойный брус из металлических уголков для обеспечения сохранности и избегания проникания колес в нее. Металлические полки для бруса в яме должны быть по высоте не меньше 120 мм, фиксируют их в бетонном полу при помощи замоноличивания приваренных к уголкам анкеров из арматуры.
Для ликвидирования излишка влаги из погреба гаража делают стальную вытяжную вентиляцию с дефлектором, рекомендуемый диаметр гибкой трубы — 15 см. Вытяжное отверстие из помещения гаража выполняется аналогично. В зимний период вентиляционные отверстия закрывают плотной тканью, и средняя температура внутри погреба, таким образом, будет держаться в пределах от + 2° до +4º, а в самом гараже — примерно на 5°-10º выше уличной.
Смотровая яма по возможности и в соответствии всех правил техники безопасности может быть оборудована влагозащищенной розеткой, выключателем и светильником − для комфортного осмотра и ремонта днища автомобиля. Для этого смотровая канава изначально при строительстве обустраивается канавками под стальные гофрукава, в которых впоследствии будут спрятаны электропровода. При этом стоит также позаботиться выполнить настил смотровой ямы − из широких досок, сбитых в несколько щитов, не слишком больших и тяжелых.
Неплохо было бы предусмотреть из палубной доски крышку для ямы, чтобы ее можно было элементарно и легко прикрыть, когда яма в гараже не используется по прямому назначению. В смотровой яме можно спланировать также нишу (полочку) для размещения под рукой различных подсобных инструментов и приспособлений.
Абсолютно неоправданным является строительство металлических гаражей − ни с практической точки зрения, ни с экономической, так как в них практически нельзя сформировать оптимально приемлемый температурный режим. Поэтому строить гаражи рекомендуется из кирпича или железобетонные, они сохранят все имеющиеся внутри приборы и материалы в надлежащем виде на долгие годы.